18 сентября 1698 года в Бастилию был переведен человек, чье лицо скрывала «железная маска»
Многие знают о «Железной маске» благодаря Александру Дюма, первым же в 1732 году этой темы коснулся Вольтер в своем «Веке Людовика XIV». Мы, в свою очередь, забудем про художественный вымысел и обратимся к фактам. Известно, что 18 сентября 1698 года из тюрьмы Пьемонта в Парижскую Бастилию был доставлен таинственный узник, чье лицо скрывала железная маска. Его поместили в один из самых глухих казематов и запретили с ним разговаривать. В 1703 году заключенный умер, его похоронили на тюремном кладбище под именем Марчиали. В камере покойного не нашли никаких надписей и записок, даже когда спустя 86 лет парижский народ захватил крепость, никаких данных о личности «Железной маски» не нашли. Историки и писатели начали гадать, версий было множество: и внебрачный сын Людовика XIV и его родной брат близнец. Скорее всего, кто на самом деле скрывался за железный маской, мы так и не узнаем, а история продолжит будоражить воображения людей.
18 сентября 1933 года Сталин подписал телеграмму о сносе Сухаревой башни
В 1930-е годы в Москве, как мы знаем, шла «социалистическая реконструкция», облик столицы меняли, строили новые здания «пролетарской» архитектуры во главе с Дворцом Советов. При этом многие строения в план «новой Москвы» не входили, так случилось, например, с Сухаревой башней. Известие о грядущем сносе под предлогом того, что она мешает уличному движению, разнеслось по Москве летом 1933 года. Начались споры, многие архитекторы убеждали пощадить «неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру». Но несмотря на все их усилия, 18 сентября 1933 года первый секретарь горкома партии Л.М. Каганович получил телеграмму, подписанную Сталиным и Ворошиловым: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к тому, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитектора возражающие против сноса,— слепы и бесперспективны». 11 июня 1934 года снос закончился, восстановить объект архитектуры мечтают до сих пор.
18 сентября 1929 года выпустили первый отечественный прицепной комбайн
Перенесемся на чуть меньше чем сто лет назад, на полях созрели хлеба, вы – житель села, вместе с семьей выходите вручную жать колосья, вязать тяжелые снопы. Это даже звучит сложно, но до появления первого комбайна так и работали. Сначала появилась жатка-лобогрейка (устройство подрезало стебли и сбрасывало их назад), жатка-сноповязалка, и, наконец, 18 сентября 1929 года на заводе «Коммунар» выпустили первые 347 отечественных прицепных комбайнов с одноименным названием. Машина убирала более двух гектаров в час, уже могла молотить и сортировать зерно. Потом появился подобный комбайн «Сталинец», но они, хоть и были настоящим чудом для сельчан, мало чем напоминали современные. Главный недостаток – большой расход топлива, ведь на жатве их тянул трактор. Это пытались исправить, и в 1946 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте сельскохозяйственного машиностроения ученые разработали конструкцию первого советского самоходного комбайна «Сталинец-4».
Анжела Умбетова. Фото – открытые источники.