«Уж полночь близится, а Германа все нет». Именно с этой — теперь уже крылатой фразой — начиналось третье действие знаменитой оперы Петра Чайковского «Пиковая дама». Слова появились в либретто, которое написал для этого музыкального произведения брат Петра Чайковского Модест. Так повесть классика получила новое звучание. С тех пор литературный шедевр не раз ставился на различных сценах. И вот сегодня в Волгограде свой взгляд на нетленку представил молодёжный театр. Впервые спектакль по мотивам известной повести Пушкина здесь выпустили еще в 2015 году, но потом сняли с показа. Теперь режиссер и актеры решили вернуться к идее и представили зрителю полностью обновленную версию под названием «Тройкасемёркатуз, или Пиковая дама».

Специально для "новой редакции" «Пиковой дамы» в молодежке создали декорации и костюмы. Спектакль режиссёра-постановщика, заслуженного артиста России Адгура Кове начинается со сцены, где главный герой повести Пушкина хочет повеситься. А вот дальше с ним происходят неожиданные метаморфозы.

На сцене то и дело звучит немецкий язык, декорации напоминают строительные леса, мрачные зеркала - как символ потустороннего мира. Все это создает особую атмосферу — герой не может вырваться из своего тесного мирка страстей.

ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВОЛГОГРАДСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА: «Весь спектакль и сама повесть Пушкина пропитаны азартом, мистикой, судьбой, фатумом. Небольшое место — мистическая сторона жизни Петербурга двухсотлетней давности — в спектакле это все присутствует. У нас было предложение вывезти этот спектакль на фестиваль, но он привязан к нашему театру — полу, стенам, потолку молодежного театра. Декарции вписаны туда, как фотография в рамку». 

В свое время эта постановка очень полюбилась публике, и актеры с воодушевлением взялись за идею кардинально обновить спектакль. 

Тема любви тоже отработана по-новому: сцена бала — так в первоисточнике — в новом прочтении превращается в оргию. Впрочем, все так художественно, что не отталкивает зрителя, а, скорее, заставляет задуматься. Ведь здесь новая мораль.

ЛАРИСА КАМЫШЕВА, ЗРИТЕЛЬ: «Современная колассика... Трепещешь и когда смотришь в осознанном возрасте и вспоминаешь себя, что такое быть честным, добрым или не ханжой. Это сейчас окрыляет, дает возможность жить окрыленно». 

Спектакль, несмотря на оригинальную трактовку и массу креативных приемов, захватывает. Если у Пушкина Герман сходит с ума, то здесь он сталкивается совсем с иной проблемой. Интересно поданы и другие персонажи — старой княгини, Лизы

ЛУСИНЭ КАЗАРЯН, ДИРЕКТОР ВОЛГОГРАДСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА: «Используются очень красивые костюмы, массивные декорации. Не во всех спектаклях используется такая массивность — это некая особенность этого спектакля и ее, в том числе сложность. Он очень сложный спектакль, что для артистов, что для постановочной группы, что для монтировочного цеха. Он особенен тем, что любим зрителями».

Зрители очень хорошо приняли новую, довольно необычную версию «Пиковой дамы»

ЕЛЕНА ОРЛАН ЗРИТЕЛЬ: «Я работаю с молодежью, и этот театр связывает нас с молодежью, и когда мы с ними идем одной дорогой, это хороший тандем. Молодежный театр дает пищу для размышлений, нужно жить на позитиве, жить сегодняшним днем, свершениями, которые они творят здесь».

Этот спектакль может показаться слишком осовремененным и мало похожим на первоисточник. Но в этом и прелесть эксперимента — сквозь призму классики посмотреть на нынешнее время. 

Фото — телеканал «Волгоград1»